Меню
Меню
Поддержка на каждый день

Уныние не изменит вашу жизнь к лучшему

НЕ УНЫВАТЬ НИ ПРИ КАКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ
В своих поисках смысла жизни Соломон стремится к одному — найти истинное счастье. В «Екклесиасте» он описывает свои неустанные попытки найти это счастье и полноту жизни. В своих попытках он испробовал почти все, что обычно делается людьми ради обретения счастья и удовлетворенности жизнью. Но ничто не принесло ему длительного удовлетворения.
Как показывает Соломон, истинное счастье нельзя найти, гоняясь за ним. Выводы, к которым он приходит в результате своих поисков, - это то, чему Бог желал бы научить и нас. Применяя эти истины, мы лучше сможем распорядиться нашей жизнью. В главах 3 и 4 нам даются некоторые наставления относительно того, как достичь удовлетворенности жизнью. У нас наверняка будут трудности, но они не должны разрушить нашу радость. Если мы научимся не унывать ни при каких обстоятельствах, то сможем оставаться радостными, удовлетворенными, спокойными и уравновешенными несмотря ни на какие жизненные бури, бушующие вокруг нас. Мы не можем удалить эти бури от себя, но мы можем не допустить их внутрь нас.
Означает ли это, что истинное счастье познают, а не ищут? Давайте посмотрим, что сказал Соломон по этому поводу.
ИСТИННОЕ СЧАСТЬЕ ПРИХОДИТ К ТЕМ, КТО НЕ УНЫВАЕТ НИ ПРИ КАКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ (Еккл. 3:1-22)
Бог в Своем провидении всему определил свое время: «Всему свое время, и время всякой вещи под небом» (3:1). Эту истину подтверждают четырнадцать противопоставлений:
«Время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное. Время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить; время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать; время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий; время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать; время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить; время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру» (3:2-8).
Многое из перечисленного почти или совсем неподвластно нашему контролю. Человек рождается, когда наступает для этого время, точно так же приходит и смерть. Мы сажаем в определенное время, и нельзя ускорить смену времен года. Мы собираем урожай, когда он созрел. Иногда наступает время для слез, но потом мы опять обретаем способность смеяться. Приходит время разрушать дома, и время строить новые.
Сравнения продолжаются, охватывая широкий круг явлений. Бывает время для того, чтобы плакать и время, чтобы смеяться. Есть время для угрызений совести и время для беззаботной радости. Если фермер хочет очистить свое поле от камней, значит, пришло время выбросить их вон. Если же человек хочет построить дом, то настало время собирать камни. Порой рвутся взаимные отношения, а потом наступает время восстанавливать порванные связи. Приходит время говорить и время, когда ситуация требует молчания. Некоторые вещи следует ненавидеть, в то время как другие следует любить. Когда-то нужно воевать, а когда-то вести переговоры о мире.
Что все это значит для нас? О чем Соломон пытается поведать нам? Некоторые вещи более приятны, чем другие, но в свое время происходит и то, и другое. Говорит ли Соломон, что мы должны принимать все - как хорошее, так и плохое, или же он просто рассматривает положительное и отрицательное, наблюдая систему равновесия и уравновешенности во всем, чему есть место в жизни? Может, он смотрит на жизнь подобно человеку, который как-то сказал: «Зачем мне голосовать? Я проголосую «против», моя жена проголосует «за», и наши голоса взаимно уничтожат друг друга?» А может, Соломон показывает, что сумма жизненных дебетов и кредитов без Бога равна нулю?
В 3:9 он спрашивает: «Что пользы работающему от того, над чем он трудится?» Жизнь — это ряд положительных и отрицательных циклов, почти не поддающихся контролю со стороны человека. С человеческой точки зрения, может показаться бесполезным вовлекаться в этот круговорот вслед за сменой эпох и времен года. Мы просто должны принимать обстоятельства, над которыми мы не властны, как они есть, и посвятить данную нам Богом жизнь в этом мире служению Ему.
Все жизненные ситуации в совокупности действуют в соответствии с определенным планом (3:10-15). В частности, Соломон пишет о тяжком труде, посылаемом человечеству Божьим провидением: «Видел я эту заботу, которую дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в том. Все соделал Он прекрасным в свое время» (3:10, 11). Бог спланировал так, что все должно происходить в свое время, и даже вложил в наши сердца понимание того, что жизнь больше, чем просто события вокруг нас. Мы читаем: «...И вложил [целый] мир в сердце их, хотя человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца» (3:11). Мы знаем, что предвечный Бог управляет всем, но мы не можем видеть всю картину целиком, от начала до конца. Мы можем видеть только те события, которые происходят в отведенном нам маленьком отрезке времени.
Исходя из всего этого, Соломон заключает, что лучшее, что может сделать человек, - это наслаждаться плодами своих трудов при жизни: «Познал я, что нет для них ничего лучшего, как веселиться и делать доброе в жизни своей. И если какой человек ест и пьет, и видит доброе во всяком труде своем, то это дар Божий» (3:12, 13). Бог подарил нам день нынешний с его возможностями и испытаниями. В качестве орудий труда, чтобы мы могли жить, Он дал нам разнообразные таланты. Мы не можем изменить Божьего замысла: не можем ни прибавить к нему, ни отнять от него (3:14). Верить в Бога — это выполнять Его волю, даже когда мы не видим в этом смысла.
Даже зло и несправедливость могут служить определенной цели (3:16-22). Занимаясь поисками справедливости, Соломон видел, что беззаконие брало верх. Вместо праведности он видел порок. В глубине сердца он знал, что Бог в свое время будет судить как праведных, так и нечестивых, но он хотел знать, почему пороку позволено существовать. И он приходит к выводу, что Бог позволяет злу существовать затем, чтобы показать, что люди, живущие во грехе, не лучше животных.
Когда люди живут, как животные, игнорируя существование Бога, они и умирают, как животные. У них, подобно животным, нет ни надежды, ни цели. Как же может человек, живущий в пороке, быть лучше скота? И тот, и другой превращаются в прах.
Повторяю, это привело Соломона к заключению, что лучшее, что может сделать человек, - это наслаждаться делами рук своих и принимать свой удел. Мы только однажды живем в этом мире. Поэтому мы должны пользоваться тем, что и в какой мере Бог дает нам.
ИСТИННОЕ СЧАСТЬЕ ПРИДУМАЛ НЕ ЧЕЛОВЕК (Еккл. 4:1-16)
Человек не может быть архитектором собственного счастья: слишком много обстоятельств могут разрушить его. Усилия человека обрести радость и покой могут быть сведены на нет притеснением (4:1-3). Посмотрите на притесняемых людей во всем мире. Они плачут в печали, и никто не может утешить их. Вся сила на стороне угнетателя. Угнетенного никто и слушать не станет. Соломон высказывает мысль, что лучше умереть, чем потерять свободу. В ст. 3 эта мысль развивается: «А блаженнее их обоих тот, кто еще не существовал, кто не видал злых дел, какие делаются под солнцем”. Где же притесняемым искать удовлетворения? Скорее всего, оно будет исходить из состояния духа, ибо обстоятельств, в которых оказались, они изменить к лучшему не могут.
Ни тяжелый труд, ни бездействие не могут принести истинного счастья (4:4-6). Возьмите человека, который упорно трудится всю свою жизнь. Он весь — порыв и энтузиазм. Он стремится к высшим целям и достигает их. Гарантирует ли это ему счастье? Нет! Ему завидуют ближние и тем самым лишают его радости. Когда успеху сопутствует зависть, теряются друзья. Стоит ли успех утраты дружбы?
И бездействие — не ответ на проблему; оно тоже разрушает. Неудивительно, что жизнь тщетна и полна разочарований. Каков же вывод? Лучше горсть с покоем, нежели пригоршни с горечью и разочарованием. Что это? Анализ глупца или вывод Соломона? Так или иначе, это урок и для нас. Счастье нельзя обрести ни трудом, ни пассивным ожиданием его. Тут не помогут ни избыток усилий, ни леность. Мы должны избегать крайностей, которые могут заставить нас переместить акценты, но радостно жить для Бога изо дня в день, не беспокоясь об успехе. Мы не должны заботиться, пригоршни ли у нас, одна ли горсточка, или вообще ничего!
Жадному нет удовлетворения (4:7-12). Представьте себе человека, не удовлетворенного тем, что имеет. Он так поглощен погоней за материальными благами, что обрек себя на одиночество, отгородившись от всех. У него нет ни брата, ни сына, ни друга. Он все время работает. Для кого же он трудится? Он не прервется даже, чтобы насладиться плодами своего труда. У него нет семьи, с которой он мог бы разделить свое богатство. Да он и не желает ни с кем делиться.
Эгоистичная жизнь неразумна. Нехорошо человеку быть одному. Бог первым провозгласил это (Быт. 2:18). Соломон привел четыре причины, по которым двоим лучше, чем одному: (1) Они могут вместе пользоваться плодами своих трудов. (2) Когда один упадет, другой может поднять его; если же кто упадет в одиночестве, то горе ему. (3) Когда двое лежат под одним одеялом в холодную ночь, они могут согреть друг друга. (4) Одного человека гораздо легче одолеть, чем двоих. И если одна нитка рвется легко, то «нитка, втрое скрученная, не скоро порвется» (4:12).
Даже власть не гарантирует удовлетворения (4:13-16). Некоторые стремятся к высоким должностям, думая, что власть принесет им удовлетворение. Однако, лучше быть бедным, но умным юношей, нежели старым царем, который не слушает совета. Такой юноша может выйти из темницы и стать царем, хотя и родился в бедности. Тысячи людей могут поддержать его и помочь ему взойти на трон. И этот юноша может стать на какое-то время сильным и популярным вождем. Затем, когда под его правлением вырастет следующее поколение, он может утратить свою популярность. Тогда другой молодой человек может занять его место на троне. Власть и популярность также не привносят в жизнь смысл. Все это похоже на погоню за ветром.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Слава Богу, что мы можем познать Иисуса! В своем трактате Соломон подчеркивает, что нам необходим Спаситель. Сами, мы не можем даже сделаться просто счастливыми, не говоря уж о том, чтобы спастись. Иисус пришел удовлетворить эту нашу потребность. Во Христе суетность жизни исчезает; она обретает смысл. Иисус никогда не говорил о тщетности. Он говорил только о надежде, радости, любви и мире. Он пришел, чтобы мы имели жизнь, и имели ее с избытком (Ин. 10:10).
Положитесь на Христа. Примите для себя Его образ жизни. Вы будете поражены теми изменениями, которые Он произведет в вашей жизни.
Интернет

Трудные времена Успешная жизнь