Искушение часто берет над нами верх из-за того, что мы слишком наивны в отношении самой концепции искушения.
Мы ожидаем, что искушение в облике волка громко зашагает через парадную дверь, объявляя о своем прибытии. Но очень часто искушение предпочитает пользоваться черным ходом, забираться через окно спальни или пролазить через трещину в полу. Искушение полагается на тонкости и нюансы, на хитрость и неожиданность, на незнание и наивность. Чтобы ощутить вкус победы в этой войне, нам нужно воспринимать ее как войну. Мы обязаны изучить врага своей души. Мы помним историю Самсона и Далилы, в которой эта женщина победила самого сильного человека на свете. Но задумывались ли вы когда-нибудь основательно о том, как это в действительности произошло? Как Далиле удалось соблазнить мужчину, который только что убил тысячу человек? Когда мы разгадаем секреты ее обольщения, они смогут стать для нас оружием против любого искушения, с которым мы сталкиваемся.
Задача искушения
Первое, что нужно запомнить, чтобы более серьезно относится к искушению, — это то, что у искушения есть задача: украсть вас у Бога и погубить вашу душу. Не существует невинного или тривиального искушения. Все схемы и планы искушения нацелены на один и тот же результат: обеспечить вам бесконечные страдания. Искушение доставит вам удовольствие и надругается над вами, обольстит вас и обезоружит, отвлечет вас и уничтожит. Возможно, Далилой и управляли деньги, а не ненависть, однако, она была полна решимости уничтожить Самсона. Филистимляне, его кровожадные враги, сказали ей: «Уговори его, и выведай, в чем великая сила его и как нам одолеть его, чтобы связать его и усмирить его» (Судей 16:5). Несколькими стихами ранее Самсон убил тысячу из них одной лишь ослиной челюстью (Судей 15:16). Эти люди жаждали крови, его крови, а Далида была более чем готова организовать эту кровавую бойню. Подобно чужой жене, уста искушения источают мед, «но последствия от нее горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый» (Притчи 5:4). Искушение лишает нас чести и расточает нашу жизнь (Притчи 5:9); оно забирает наше здоровье и разрушает наши труды (Притчи 5:10); оно все в конце концов приводит только к тщетности и сожалению (Притчи 5:11). Как сказал Иисус, «Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить» (Иоанна 10:10). Это и есть задача искушения, какой бы сладкой и приятной она ни казалась в настоящее время. Так как же Далила собиралась уничтожить Самсона? Как искушение превозмогло даже самого сильного мужчину?
Искушение обольщает удовольствием
Первый факт может показаться банальным: искушение соблазняет нас тем, что оно приносит удовольствие. «Уговори (соблазни) его, и выведай, в чем великая сила его и как нам одолеть его, чтобы связать его и усмирить его» (Судей 16:5). Прежде чем искушение предаст нас погибели, оно должно обольстить нас обещанием удовлетворения. «И сказала Далида Самсону: скажи мне, в чем великая сила твоя и чем связать тебя, чтобы усмирить тебя?» (Судей 16:6). Можно было бы ожидать, что она будет говорить лестные речи или флиртовать, но вместо этого она прямо спрашивает, в чем его секрет. Это, очевидно, никоим образом не похоже на соблазнение. Однако, обладание таким знанием является интимной близостью. Просить этого означало испытать его любовь и побудить его еще сильнее полюбить ее. Очевидно, Самсон не до конца доверял ей (так как он сказал ей неправду), тем ни менее он явно наслаждался ее вниманием и привязанностью. В противном случае, она второй раз не обратилась бы к нему. Он развлекался ее играми, потому что вкусил ее любви — пустой любви, естественно, но все равно доставлявшей ему удовольствие. На такой любви держится всякий грех. Как говорит Джон Пайпер: «Сила всех искушений — это ожидание того, что они сделают меня счастливее. Никто не грешит из чувства долга». Какие грехи постигали вас и какое счастье они обещали? Греховное наслаждение всегда будет привлекательным, если мы не посвятили свои сердца наслаждению высшему. «Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек» (Псалом 15:11). Полнота радостей, а не ее осколки, на которые мы часто соглашаемся с грехом. Вечные наслаждения, а не кратковременные острые ощущения похоти, жадности, лени или зависти. Сила искушения полагается на нашу веру в то, что грех лучше, чем «полнота» и «вечность». Искушение навязывает нам мысль о том, что нам скучно с Богом, что мы устали от самого глубокого и самого сильного наслаждения во Вселенной.
Искушение бросает в пучину стыда
Если же грех не может обольстить нас удовольствием, он будет нападать на нас, заставляя испытывать стыд. Далила не добилась успеха при помощи обольщения, потому вместо этого она начала говорить о сомнении в честности Самсона. Она сказала ему: «Как же ты говоришь: «люблю тебя», а сердце твое не со мною? вот, ты трижды обманул меня, и не сказал мне, в чем великая сила твоя» (Судей 16:15). Вы слышите в ее стратегии иронию? «Как же ты говоришь: «люблю тебя», а сердце твое не со мною?». Тогда, когда ее сердце все это время находится с деньгами в карманах злоумышленников, ожидающих снаружи. Как и Далила, искушение скрывает свои мотивы убийства, чтобы опозорить свою жертву. Искушение может сказать не словами Далилы: «Как ты можешь говорить, что любишь меня?», но спросить: «Как ты можешь говорить, что любишь Бога?» Одна из причин, по которой некоторые так часто сдаются, заключается в том, что они верят, что грех — это то, кем они есть на самом деле. Сатана — обвинитель; и обвиняет он не от случая к случаю, а днем и ночью (Откровение 12:10). Если он сможет убедить вас, что вы все тот же человек, что и ранее, — порабощенный порнографией, охваченный завистью, разъяренный гневом, беззащитный перед ленью, — он сможет убедить вас сделать почти все. Наш стыд и жалость к себе — вот пища Сатаны. Без них он и все его планы будут заморены голодом и потеряют всю силу. Когда Сатана пытается обвинить вас: «Как ты можешь говорить, что любишь Бога?» — заранее знайте, что вы ответите. «Я не тот, кем я был ранее (2 Коринфянам 5:17). Я был распят с моим Царем (Галатам 2:20). Мой грех был отменен (Колоссянам 2:14), и он больше не господствует надо мной (Римлянам 6:14). Во Христе теперь для меня нет осуждения (Римлянам 8:1). Бог дал мне все, что мне нужно, чтобы противостоять искушениям (2 Петра 1:3; 1 Коринфянам 10:13). Поэтому я не буду постыжен (Римлянам 10:11)».